Глава X. Семетей. Женитьба Семетея на Айчурек. Ссора Семетея с Чинкоджо.
ак говорила Айчурек, стоя на месте и дивясь тому, что Семетей сразу сделался ей таким близким и родным. Любуясь молодым батыром, она долго не отрывала глаз от него.
- Если я сейчас начну с ним разговор первая, он может сказать впоследствии: - "Она сама навязалась и вышла за меня замуж". Это может уронить мое достоинство. Кроме того, если бы он женился на мне сейчас, я не могла бы поехать к Чинкоджо и Толтою и отомстить им за нанесенные унижения и оскорбления. Поэтому я не буду пока показываться ему.
А Семетей в это время, верхом на Тайбууруле, с Акшумкаром в руках, в сопровождении Кульчоро и Канчоро выехал на охоту. Наловив много гусей и дроф, они отправились домой.
Чачыкей, выйдя к нему навстречу и ласкаясь к нему, как ребенок, стала говорить:
- Ты все время уезжаешь от меня под предлогом охоты с соколом, а я без тебя очень скучаю.
Семетей сошел с коня, Кульчоро взял его коня, а Канчоро - Акшумкара, и увели их. Айчурек, не показываясь, все это наблюдала и подумала:
- Если Чачикей согласится быть со мной заодно, я буду считать ее старшей сестрой, буду с охотой служить ей, если же она не согласится, то будет хуже для нее: я отберу у нее мужа насильно.
Между тем они сели за ужин, а Айчурек, приняв человеческий облик, скрываясь от людей, обошла вокруг аила и приблизилась к ним.
Чачикей, увидев ее, набросила на себя бобровую шубу и, взяв с собой сорок молодых женщин, с горделивой осанкой вышла ей навстречу.
Айчурек сказала ей такие, заранее обдуманные слова:
- Милая моя сестрица, возьми меня вместо младшей сестры! Я буду отдавать все силы работе, буду приносить дрова и выносить золу, буду для тебя верной работницей и прислугой.
После таких слов она рассказала Чачикей, что между ее отцом Ахун-ханом и Манасом был заключен договор о сватовстве, еще когда ни Семетея, ни ее не было на свете, и поэтому теперь она пришла к своему жениху.
Чачикей ответила на это:
- У Семетея нет никакого будущего тестя Ахун-хана и никакой невесты Айчурек: ты говоришь небылицы! Такую, как ты, испорченную женщину, которая сама ищет себе мужа, Семетей замуж не возьмет, - и она наговорила ей еще много других грубостей и оскорблений.
Обиженная Айчурек сказала:
- Я пришла сюда, уважая память отца Манаса. Но раз ты так меня принимаешь, то знай, что я возьму Семетеева Акшумкара и улечу с ним домой. Не будь я Айчурек, если я не сделаю тебя оставленной женой. Если я этого не выполню, пусть мой отец Ахун-хан будет мне мужем!
После этих слов она снова обратилась в лебедь и улетела.
Чачикей, услыхав все это, потеряла сознание и пролежала без языка семь дней.
Семетей, между тем, ничего не зная о том, захотел снова поохотиться с соколом и, взяв с собой Кульчоро и Канчоро, стал собираться ехать в поле. Но Чачикей, схватив коня Семетея за поводья, начала упрашивать его не ездить на охоту.
- Женщина должна знать свою работу дома и не вмешиваться в дела мужчин, - сказал ей на это Семетей и ударом камчи рассек ей спину.